Искусство

Стандарт основного общего образования по искусству
Изучение искусства на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

— развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;

— воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, ею интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты,

— освоение знаний о классическом и современном искусстве; ознакомление с выдающимися произведениями отечественной и зарубежной художественной культуры;

— овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;

— формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Музыка
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:

— формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

— развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

— освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека, о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

— овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

— воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Основы музыкальной культуры
Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Возможности музыкальных форм (двухчастной и трехчастной, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонического цикла) в воплощении музыкального образа и его развития. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности.
_______________
Курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Исполнение музыки как искусство интерпретации. Основные виды исполнительской деятельности: пение, игра на музыкальных инструментах и их разновидности. Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, дискант и др. Хоры: академический, народный. Виды оркестра: симфонический, камерный, духовой, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. Характер звучания отдельных инструментов.

Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.

Песенность, напевность как феномен русского народного пения, искусство распева тонов и импровизации. Русская народная музыка и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).

Исполнительские типы художественного общения: «самообщение » («пение для себя»), сказительское (для аудитории), игровое (детское, обрядовое, танцевальное и др.), соревновательное (при активной реакции публики).

Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке.

Музыкальный фольклор народов России и других стран: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов (полька, вальс, полонез и др.).

Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Общая характеристика духовной и светской музыкальной культуры второй половины XVII-XVIII вв: влияние западноевропейской музыки на развитие русского музыкального искусства; становление и утверждение светской музыки в русской музыкальной культуре XVII в.; основные жанры профессиональной музыки: кант, партесный концерт, хоровой концерт. Знакомство с музыкой Д.С.Бортнянского.

Музыкальная культура XIX в.: формирование русской классической школы. Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы.

Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс), концерт, симфония, опера, балет.

Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия.

Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского. Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В.Рахманинова.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-XX вв. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал.

Западноевропейская музыка эпохи Возрождения: вилланелла, мадригал, мотет (О.Лассо, Д.Палестрина). Связь профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своеобразие.

Западноевропейская музыка эпохи Барокко. Знакомство с творчеством И.-С.Баха на примере жанров прелюдии, фуги, мессы.

Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика венской классической школы (И.Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт; Э.Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Знакомство с оперным жанром в музыке западноевропейских композиторов XIX в. на примере творчества Ж.Бизе, Дж.Верди, Дж.Россини. Знакомство с образцами духовной музыки: реквием.
Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в. Традиции и новаторство в творчестве композиторов XX столетия. Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.). Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.
Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Г.В.Свиридов, Р.К.Щедрин, А.И.Хачатур А.Г.Шнитке) и зарубежных композиторов (К.Дебюсси, К.Орф, М.Равель, Б.Бриттен, А.Шенберг).

Джаз (Л.Армстронг, Д.Эллингтон, К.Бейси, Л.Утесов). Спиричуэл, блюз (Э.Фицджеральд). Симфоджаз (Дж.Гершвин).

Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «музыкальным символом» своего времени (И.О.Дунаевский, А.В.Александров).

Многообразие современной популярной музыки: отечественная авторская песня (Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, А.И.Галич); мюзик (Л.Бернстайн), рок-опера (Э.-Л.Уэббер); рок-н-ролл (Э.Пресли); британский бит («Битлз»), фолк-рок (Б.Дилан); хард-рок («Лед Зеппелин», «Дип Пепл»); арт-рок («Пинк Флойд»); реггей (Б.Марли), хеви-металл («Джудас Прист») и др..
_______________
При изучении многообразия современной музыки учебный материал, выделенный курсивом, может изменяться и дополняться по усмотрению учителя с целью приближения его к панораме современной музыкальной жизни, условиям учебно-воспитательного процесса и сфере интересов учащихся.

Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов, С.Т.Рихтер, Э.Г.Гилельс, Д.Ф.Ойстрах, ЕА.Мравинский, Е.Ф.Светланов, А.В.Свешников и др.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Р.Тибальди, Э.Горовиц, И.Менухин, А.Рубинштейн, Г.фон Караян, А.Тосканини и др. Международный музыкальный конкурс исполнителей им.П.И.Чайковского.

Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург), Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк).

Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: Музей музыкальной культуры им.М.И.Глинки, Московская государственная консерватория им.П.И.Чайковского, Санкт-Петербургская государственная консерватория им.Н.А.Римского-Корсакова.

Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор им.М.Е.Пятницкого, Русский народный академический оркестр им.Н.П.Осипова, Государственный академический оркестр Ленинградской филармонии.
 

Музыка в формировании духовной культуры личности

_______________
Настоящий раздел совместно с разделом «Синтез искусств» учебного предмета «Изобразительное искусство» по решению образовательного учреждения может преподаваться в VIII-IX классах в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство».

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, взаимодополнение выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.

Коммуникативная, этическая, эстетическая и познавательно-просветительская направленность музыкального искусства, его возможности в духовном совершенствовании личности. Музыкальное искусство в преобразовании духовного мира человека, достижении комфортности его душевного состояния.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы Вольфганга Амадея Моцарта, Д.Верди, Б.Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве Иоганна Себастьяна Баха), любви и ненависти («Ромео и Джульетта» У.Шекспира в трактовках Г.Берлиоза, П.И.Чайковского и С.С.Прокофьева), войны и мира (творчество Д.Д.Шостаковича, Г.Малера, Д.Б.Кабалевского), личности и общества (творчество Людвига ван Бетховена, А.И.Хачатуряна, А.Г.Шнитке), внутренних противоречий в душе человека (творчество М.П.Мусоргского, Р.Шумана, Ж.Бизе) и др.

Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.

Опыт музыкально-творческой деятельности
Обогащение творческого опыта в разных видах музыкальной деятельности.

Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; своеобразия исполнительской трактовки. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

Пение. Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. Обогащение опыта вокальной импровизации.

Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностной передачи музыкального образа и его выражения пластическими средствами, в том числе танцевальными.

Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Драматизация музыкальных произведений. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания сценическими средствами. Выбор музыки сценических средств выразительности, поиск вариантов сценического воплощения детских мюзиклов (фрагментов) и их воплощение.

Музыка и современные технологии. Использование информационно-коммуникационных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети Интернет.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения музыки ученик должен
Знать и понимать:

— специфику музыки как вида искусства;

— возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

— основные жанры народной и профессиональной музыки;

— многообразие музыкальных образов и способов их развития;

— основные формы музыки;

— характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;

— виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

— имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей.

Уметь:

— эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

— узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

— выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);

— исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);

— сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

— сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

— различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

— устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

— слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;

— размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
— музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
_______________
Данный вид музыкально-творческой деятельности осуществляется на протяжении всего основного общего образования, однако особое значение он приобретает при проведении уроков музыки в VIII-IX классах.

Изобразительное искусство
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

— развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

— освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

— овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

— формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программОсновы эстетического восприятия и изобразительной культуры
Изобразительное искусство и его виды. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).

Художественный образ и художественно-выразительные средства (специфика языка) живописи, графики и скульптуры: тон и тональные отношения, колорит, цвет и цветовой контраст, линейная и воздушная перспектива, пропорции и пропорциональные отношения, фактура, ритм, формат и композиция.
_______________
Курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Художественные материалы и возможности их использования.

Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Орнамент основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов России (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).

Изобразительное искусство и архитектура России. Художественная культура Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, символизм, модерн). Художественные объединения (Товарищество передвижников, «Мир искусства » и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве; мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина).

Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Этьенн Морис Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, И.Мартос, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский).
Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея и др.). Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф.Гойя, Клод Моне, П.Сезанн, Ван Гог, О.Роден, П.Пикассо, Шарль Эдуард Ле Корбюзье).

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Понимание смысла деятельности художника в современном мире. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Синтез искусств. Синтез искусств как фактор усиления эмоционального воздействия. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества.
_______________
Настоящий раздел совместно с разделом «Музыка в формировании духовной культуры личности» учебного предмета «Музыка» по решению образовательного учреждения может преподаваться в VIII-IX классах в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство».

Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объем, фактура и цвет материалов). Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре.

Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф.Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).

Специфика изображения в полиграфии. Массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я.Билибин, В.В.Лебедев, В.А.Фаворский, Т.А.Маврина и др.).
Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники — мастера российской и зарубежной школ.

Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Фрагменты фильмов (С.М.Эйзенштейн «Броненосец Потемкин», С.П.Урусевский «Летят журавли» и др.). Мастера кино (С.М.Эйзенштейн, А.П.Довженко, Г.М.Козинцев, А.А.Тарковский и др.). Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник — творец — гражданин — выразитель ценностей эпохи.

Опыт художественно-творческой деятельности
Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Плоское и объемное изображение формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Композиция на плоскости и в пространстве.

Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, группы предметов, человека, фрагментов природы, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Создание эскизов и моделей одежды, мебели, транспорта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой (предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др.). Создание художественной фотографии, фотоколлажа, мультфильма, выдеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому — создание художественного образа.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности: оформление школы к празднику, декорации к школьному спектаклю, костюмы к карнавалу и др. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать и понимать:

— основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

— основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

— выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

— наиболее крупные художественные музеи России и мира;

— значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль и в синтетических видах творчества.

Уметь:

— применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

— анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

— ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— восприятия и оценки произведений искусства;

— самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

МАОУ «Технологический лицей»