МХК

Стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре. Базовый уровень
Базовый уровень
Изучение мировой художественной культуры на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

— развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

— воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;

— освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

— овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

— использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Художественная культура первобытного мира. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Ритуал — единство слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность.
_______________
Простым курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Гигантизм и неизменность канона — примета Вечной жизни в искусстве Древнего Египта; пирамиды Гизы, храмы Карнака и Луксора. Ступа в Санчи, храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо — модель Вселенной Древней Индии. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе (Паленке, Теночтитлан).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя Театрализованное действо. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (Пергамский алтарь). Символы римского величия: Римский форум, Колизей, Пантеон.

Художественная культура Средних веков. София Константинопольская — воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм (киевская, владимиро-суздальская, новгородская, московская школа). Космическая, топографическая, временная символика храма. Икона и иконостас (Ф.Грек, А.Рублев). Ансамбль Московского кремля.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира. Региональные школы Западной Европы. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд). Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме Неба в Пекине. Философия и мифология в садовом искусстве Японии.

Монодический склад средневековой музыкальной культуры. Художественные образы Древнего мира, античности и средневековья в культуре доследующих эпох.

Художественная культура Ренессанса. Возрождение в Италии. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение: Гентский алтарь Яна ван Эйка, мастерские гравюры А.Дюрера, комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр У.Шекспира. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л.Бернини), Петербурга и его окрестностей (Франческо Бартоломео Растрелли); живопись (Питер Пауэл Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии (Иоганн Себастьян Бах).

Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н.Пуссен, Жак Луи Давид, К.П.Брюллов, А.А.Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен).

Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф.Шуберт, Р.Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф.Гойя, Э.Делакруа, О.Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И.Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма (Г.Курбе, О.Домье, художники-передвижники — И.Е.Репин, В.И.Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П.И.Чайковский).

Художественная культура конца XIX-XX вв. Основные направления живописи конца XIX в.: импрессионизм (Клод Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П.Сезанн, П.Гоген). Модерн в архитектуре (В.Орта, А.Гауди, В.И.Шехтель). Символ и миф в живописи (М.А.Врубель) и музыке (А.Н.Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П.Пикассо), абстрактивизм (В.Кандинский), сюрреализм (С.Дали). Архитектура XX в. (В.Е.Татлин, Шарль Эдуар Ле Корбюзье, Франк Ллойд Райт, О.Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко), эпический театр Б.Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.Г.Шнитке). Синтез искусств — особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С.М.Эйзенштейн, Ф.Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Эндрю Ллойд Уэббер). Рок-музыка («Биттлз», «Пинк Флойд»); электронная музыка (Жан Мишель Жарр). Массовое искусство.

Культурные традиции родного края

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения мировой художественной культуры
на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:

— основные виды и жанры искусства;

— изученные направления и стили мировой художественной культуры;

— шедевры мировой художественной культуры;

— особенности языка различных видов искусства.

Уметь:

— узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

— устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

— пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

— выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— выбора путей своего культурного развития;

— организации личного и коллективного досуга;

— выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

— самостоятельного художественного творчества;

— понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643)

МАОУ «Технологический лицей»