ОБЖ

Стандарт среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Базовый уровень

Базовый уровень
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

— освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

— воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;

— развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;

— овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ

Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.

Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем.
_______________
Простым курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств) (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427).

Государственная система обеспечения безопасности населения
Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.

Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера.

Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).

Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности населения.

Основы обороны государства и воинская обязанность
Защита Отечества — долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.

Вооруженные силы Российской Федерации — основа обороны государства. История создания Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил. Рода войск.

Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.

Общие обязанности и права военнослужащих.

Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба.

Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных сил Российской Федерации.

Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных силах Российской Федерации.

Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности
на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:

— основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;

— потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

— основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

— основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

— состав и предназначение Вооруженных сил Российской Федерации;

— порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;

— основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

— основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;

— требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;

— предназначение, структуру и задачи РСЧС;

— предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.

— правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств) (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427).

Уметь:

— владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

— владеть навыками в области гражданской обороны;

— пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

— соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств) (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427);

— адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427);
— прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей) (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— ведения здорового образа жизни;

— оказания первой медицинской помощи;

— развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;

— обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи;

— понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
(Абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года N 2643)

МАОУ «Технологический лицей»